Григорий Перельман рассказал, почему отказался от премии в $1 млн
Как сообщается, беседа Г. Перельмана и А. Забровского состоялась в сквере напротив Мариинского театра и длилась два часа. Григорий Перельман рассказал, что одно время занимался музыкой и даже хотел поступить в консерваторию, но в итоге решил стать математиком. Ученый также объяснил, почему отказался от премии в один миллион долларов, присужденной ему Математическим институтом Клэя за доказательство гипотезы Пуанкаре. "Я научился вычислять пустоты, вместе с моими коллегами мы познаем механизмы заполнения социальных и экономических пустот. Пустоты есть везде. Их можно вычислять, и это дает большие возможности, – сказал Перельман. – Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите – зачем же мне бежать за миллионом?!"
читать дальшеНеобходимо отметить, что интервью содержит ряд неточностей, а также расхождений с ранее появлявшейся информацией. Так, например, математико-механический факультет Санкт-петербургского университета назван в статье не матмехом, а мехматом (механико-математические факультеты есть в МГУ, НГУ). Также Перельман неправильно вспоминает название собственной кандидатской диссертации (Седловидные поверхности в евклидовой геометрии вместо Седловые поверхности в евклидовых пространствах).
Кроме этого, ранее сообщалось, что Перельман отказался от присужденного ему институтом Клэя миллиона долларов потому, что институт не отметил заслуги Ричарда Гамильтона, создавшего в 80-х годах прошлого века теорию потоков Риччи. Именно потоки Риччи и стали основным инструментом, который использовал Перельман в своей работе.
Напомним, гипотеза, за которую Перельману американский институт присудил премию, была сформулирована французским математиком Анри Пуанкаре в 1904 году. В 2002 году Перельман опубликовал в интернет-архиве работу в 30 страниц, из которой и следовало доказательство гипотезы. Однако публиковать результаты в научном журнале он так и не стал.
В 2006 году за доказательство гипотезы Пуанкаре Перельману была присуждена медаль Филдса, самая значимая награда за достижения в области математики, которую также называют математической Нобелевской премией. Однако он отказался и от нее.
Перельман некоторое время работал в США. Потом в 1996 году вернулся в Санкт-Петербург, где работал в математическом Институте Стеклова. Отказ института продолжать работу с ученым в 2004 году, по словам его знакомых, привел Перельмана к личному кризису и сомнениям в собственном профессионализме.
Несмотря на то, что за эти несколько лет россиянин стал одним из самых знаменитых математиков мира, он продолжает вести затворнический образ жизни.
Отсюда: http://trackmytour21.livejournal.com/44693.htmlИз интервью Г. Перельмана А. Забровскому:
- Не припомните ли какую-нибудь задачу той поры, казавшуюся неразрешимой?
- Неразрешимой... Пожалуй, нет. Труднорешаемой. Так точнее. Помните библейскую легенду о том, как Иисус Христос ходил по воде, аки посуху. Так вот мне нужно было рассчитать, с какой скоростью он должен был двигаться по водам, чтобы не провалиться.
читать дальше- Вы сказали новое слово в науке...
- Никаких слов я не говорил... Просто продолжал исследовать проблемы изучения свойств трехмерного пространства Вселенной. Это очень интересно.
- Пытались объять необъятное?
- Совершенно верно... Только ведь любое необъятное тоже объятно. Диссертацию писал под руководством академика Александрова. Тема была несложной: «Седловидные поверхности в евклидовой геометрии». Можете представить себе в бесконечности равновеликие и неравномерно удаленные друг от друга поверхности? Нам нужно измерить «впадины» между ними.
- Это теория?
- Это уже практика. По какой орбите полетит космический корабль к созвездию Псов? Какие препятствия встретит на своем пути... Хотите еще проще? Стоит ли косить сено между тремя холмами? Сколько людей и машин для этого надо? Министерство сельского хозяйства, оказывается, ни к чему. Есть формула. Пользуйся. Считай. И никакие кризисы тебе не страшны.
- А не схоластика ли это?
- Это колесо, топор, молот, наковальня - все что угодно, но только не схоластика. Давайте разберемся. Особенности современной математики заключаются в том, что она изучает искусственно изобретенные объекты. Нет в природе многомерных пространств, нет групп, полей и колец, свойства которых усиленно изучают математики. И если в технике постоянно создаются новые аппараты, всевозможные устройства, то и в математике создаются их аналоги - логические приемы для аналитиков в любой области науки.
И всякая математическая теория, если она строгая, рано или поздно находит применение. К примеру, многие поколения математиков и философов пытались аксиоматизировать философию. В результате этих попыток была создана теория булевых функций, названных по имени ирландского математика и философа Джорджа Буля. Эта теория стала ядром кибернетики и общей теории управления, которые вместе с достижениями других наук привели к созданию компьютеров, современных морских, воздушных и космических кораблей. Таких примеров история математики
дает десятки.
- Значит, каждая ваша теоретическая разработка имеет прикладное значение?
- Безусловно. Для чего столько лет нужно было биться над доказательством гипотезы Пуанкаре? Попросту суть ее можно изложить так: если трехмерная поверхность в чем-то похожа на сферу, то ее можно расправить в сферу. «Формулой Вселенной» утверждение Пуанкаре называют из-за его важности в изучении сложных физических процессов в теории мироздания и из-за того, что оно дает ответ на вопрос о форме Вселенной. Сыграет это доказательство большую роль в развитии нанотехнологий. ...
Отсюда: http://knyazev-v.livejournal.com/115699.html